Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Памятники Малого кольца''




Прасат Кравань

«Кардамоновый алтарь»

Годы строительства:

921 г.

Религия:

брахманизм

Король:

Харшаварман I (посмертное имя Рудралока)

Стиль:

Бакхенг/Кох Кер

Расчистка:

Маршаль в 1929-1931 гг., Труве в 1935 г.

Анастилоз:

частичная реставрация Гролье в 1962-1966 гг.

Продолжительность визита:

не менее получаса

Время визита:

в первой половине дня

На обратной дороге в Сиемреап, слева по ходу движения, стоят вытянувшиеся в ряд пять полуразрушенных башен. Очень мало кто из путешественников, спешащих поскорее добраться в гостиницу после наполненного впечатлениями дня, останавливается здесь. И совершенно напрасно. Несмотря на то, что этот храм имеет брата-близнеца в провинции Такео, называемого Прасат Неанг Кхмау, он абсолютно уникален для Ангкора. Здесь находится единственные в этом регионе барельефы, вырезанные непосредственно по кирпичной кладке.

Прасаты расположены на очень близком расстоянии друг от друга и установлены на невысоком общем основании с весьма элегантным в своей простоте профилем. Напротив открытого на восток входа в каждую башню устроены небольшие лестницы в пять ступеней, ограниченных парапетами, у оснований которых стерегут приземистые львы.

Лишь центральная башня сохранилась почти в первозданном виде. Уступы кладки, образующей ложный свод, отлично просматриваются не только снаружи прасата, но и изнутри. Хорошо видно, что при строительстве использовалось минимальное количество связующего раствора на растительной основе, несмотря на прошедшие века остающегося очень прочным. Разрушение башен на этот раз связано не с конструктивными недочётами, не с ошибками строителей, а исключительно с естественными причинами. При расчистке потребовалось удалить множество взрослых деревьев и другой растительности, корни которой буквально взломали кладку. При восстановлении башен в середине 60-х годов прошлого века использовался кирпич, специально привезённый из Калифорнии. Об этом красноречиво свидетельствуют клейма, которые при некотором прилежании можно найти на кирпичах.

Восточный фасад центрального прасата снаружи украшен изображениями дварапалов, размещённых в неглубоких нишах, а пилястры и стены покрывает растительный орнамент, обрамляющий небольшие фигурки. Помимо ложных дверей, стены остальных прасатов практически лишены отделки.

Песчаник использовался лишь для изготовления наддверных перемычек и восьмигранных боковых колонн. Все они неплохо сохранились, особенно в южной башне, и имеют весьма характерный для этого периода изобразительный мотив, центральной фигурой которого является Вишну верхом на Гаруде. Благодаря эпиграфической надписи на одном из дверных косяков, сообщающей об установке в храме статуи Вишну, удалось настолько точно определить время завершения строительства.

Внутренний размер главного прасата, где была размещена линга, примерно равен 3,5 метрам по каждой стороне. Остальные башни на полметра меньше. Слева от входа находится огромный барельеф Вишну, держащего четыре неизменных атрибута: цветок лотоса, булаву, раковину и чакру. Своей левой ногой он опирается на пьедестал, рядом с которым изображена коленопреклонённая фигура в молитве, а правой ногой стоит на цветке лотоса. Эта картина является каноническим представлением легенды о трёх шагах Вишну, которыми он покрыл всю вселенную и создал пространство на земле и в космосе. Справа находится барельеф Вишну, восседающего на плечах Гаруды. На центральном барельефе предстаёт восьмирукий Вишну, окружённый множеством фигур, по большей части мужских, придающихся молитве. Их количество увеличивается от нижнего к верхнему ряду. Если вспомнить, что кхмеры именно так изображали перспективу, то картина представляет Вишну, а также уходящее за горизонт несметное число его последователей.

Северный прасат, к сожалению, утративший свои своды, украшают барельефы, иллюстрирующие женский аспект божества и, скорее всего, посвящённые Лакшми, жене Вишну. Лишённые барельефов стены демонстрируют то ужасное разорение, которое было устранено в ходе реставрационных работ.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве